FIAT. Маленькие автомобили большого концерна

Над долиной, заросшей виноградниками опускается мягкое вечернее солнце… На столике, в тени кипарисов, багровеет в бокале Бароло… Далеко, на горизонте, виднеется синяя полоска моря… Конечно же! Мы в Италии!

Попробуем на вкус некоторые итальянские слова: Lancia… Alfa Romeo… Abarth… Maserati… Ferrari…. В качестве приправы добавим: Pininfarina… Bertone… Ghia… ItalDesign…

В эту смесь слов, звучащих мелодией для уха автомобилиста, добавим еще немного ингредиентов, но уже не местного производства: Chrysler, Dodge, Jeep, Ram… А еще Magneti Marelli, Comau и… ну пока достаточно, потому что самые искушенные уже догадались – мы будем говорить о FIAT.

А для начала поговорим о том, что все эти красивые итальянские названия стали известны благодаря всего лишь одному человеку по имени Джованни Баттиста Чейрано (Giovanni Battista Ceirano).

Джованни Баттиста Чейрано был старшим сыном в семье часовщика по имени … Джованни Чейрано (это не опечатка, отца и сына звали одинаково), из небольшого городка Кунео, в 100 километрах к югу от Турина. Вместе со своими младшими братьями Джованни (это опять не опечатка, так звали второго брата), Маттео и Эрнесто, Джованни Баттиста с малых лет был приучен к работе с механизмами и был знаком с принципами их взаимодействия. В возрасте 20 лет, он отправляется в Турин "для расширения технических горизонтов". В Турине молодой человек увлекся велосипедами и велосипедными гонками. Увлечение было настолько сильным, что вернувшись через 8 лет домой, он, вместе с братьями Маттео и Эрнесто, арендует складское помещение у местного производителя консервов Джузеппе Лянча для организации мастерской сначала по ремонту, а затем и производства велосипедов. Одним из рабочих в мастерской стал сын владельца склада - Винченцо Лянча (Lancia), который по документам и для успокоения родителя числился в мастерской … бухгалтером.

Джованни Баттиста Чейрано

В конце XIX века в Италии была мода на английские названия, поэтому велосипеды, производимые в мастерской, назвали Welleyes. Велосипеды продавались неплохо, их выставляли на различные гонки, т.к. гонки в то время были лучшей рекламой. После победы в 1895 году на 100-километровых велогонках по маршруту Турин-Асти-Турин, велосипеды Welleyes стали пользоваться большим спросом.

Джованни Баттиста Чейрано решил, что может большее, и в 1898 году вместе с братьями Маттео и Эрнесто регистрирует компанию Ceirano GB&C для производства автомобилей. В качестве конструктора был приглашен Аристид Фаччиоли (Aristide Faccioli), который на протяжении предыдущих 15 лет занимался конструированием двигателей внутреннего сгорания. Через год, в 1899 году, был готов первый автомобиль. Так же, как и велосипеды, его назвали Welleyes. Автомобиль был оснащен 2-х цилиндровым двигателем рабочим объемом 663 см3 и двухступенчатой коробкой передач. Ведущие колеса приводились в движение ременным приводом. Задняя передача отсутствовала.

Ceirano Welleyes 1899 год

Новый автомобиль был представлен широкой публике в середине 1899 года и Ceirano GB&C сразу же получила такое количество заказов, что у нее не хватало финансовых ресурсов для их исполнения.

По этой причине, Джованни Баттиста решил обратиться за помощью к группе аристократов и финансистов Турина, в которую входили отставной офицер и предприниматель Джованни Аньелли (Giovanni Agnelli), граф Карло Бискаретти ди Руффиа (Carlo Biscaretti di Ruffia) и финансист Эммануэле Брикеразио (Emanuele Bricherasio).

Аньелли горячо подхватил идею производства нового "безлошадного экипажа" т.к. будучи патриотом Италии, он давно хотел начать производство итальянского автомобиля, который потеснит доминировавшие в то время французские и немецкие машины.

11 июля 1899 года, во Дворце Bricherasio был подписан учредительный договор "Акционерного Общества Фабрика Итальянских Автомобилей в Турине" (Societa Anonima Fabbrica Italiana Automobili Torino), сокращенно - F.I.А.Т. Вновь созданная компания покупает Ceirano GB&C со всем имуществом и правами, и объявляет о начале производства "настоящего итальянского автомобиля" FIAT 3 1/2 HP, который был полной копией Ceirano Welleyes.

Giovanni Agnelli

Управляющим директором новой компании был назначен Джованни Аньелли. В совет директоров вошли граф Карло Бискаретти ди Руффиа и Эммануэле Брикеразио. Джованни Баттиста Чейрано стал торговым представителем компании на территории Италии. Работу в F.I.A.T. нашли и другие ведущие специалисты Ceirano GB&C – конструктор Аристид Фаччиоли, гонщик Феличе Наццаро (Felice Nazzaro) и техник Винченцо Лянча (Vincenzo Lancia) получивший должность тест-пилота.

Через год, в 1900 году, Джованни Баттиста Чейрано покидает F.I.A.T. На протяжении долгого времени братья Чейрано то вместе, то поодиночке открывают новые автомобильные компании и создают новые автомобили. В том числе, легендарную Itala - победительницу первого марафона Пекин-Париж 1907 года. В 1934 году, компания, производившая автомобили Itala разорилась и завод был выкуплен концерном FIAT, который не планировал и не планирует воскрешать марку-конкурента. Но это уже другая история.

Вернемся в 1900 год. В этом году открывается первый завод F.I.A.T. площадью 12000 кв.м, в Турине, на улице Корсо Данте.

Первоначально, на заводе F.I.A.T. работало 35 человек занятых на производстве 24 автомобилей FIAT 4HP. От "первенца" модель отличалась чуть большим объемом двигателя (679 см3) и трехступенчатой коробкой передач.

В течении первого года, число работников F.I.A.T. увеличилось до 150, а количество выпускаемых ими автомобилей выросло к 1903 году до 135.

Первый завод FIAT в Турине ул. Корсо Данте

В 1901 году руководство F.I.A.T. предложило Фаччиоли сконструировать новый автомобиль с передним расположением двигателя, в соответствии с тенденциями автомобилестроения того времени. Но Фаччиоли отказывается, и в знак своего несогласия увольняется из компании. На его место был приглашен талантливый инженер Джованни Энрико (Giovanni Enrico). Сконструированный им автомобиль FIAT 8НР оснащался четырехцилиндровым двигателем, расположенным впереди, трехступенчатой коробкой передач и механическими тормозами на задних колесах.

Годом позже, Энрико конструирует новый автомобиль FIAT 16/20 НР с двигателем объемом 4,2 литра, используя в качестве образца двигатель Mercedes.

Начиная с 1902 году, F.I.A.T. начинает принимать участие в автогонках: Винченцо Лянча, на специально построенном для участия в автомобильных соревнованиях FIAT 24НР Corsa, побеждает в горных гонках Sassi-Superga, а директор Аньелли, управляя FIAT 8НР, устанавливает рекорд скорости в гонке Second Tour of Italy. Кроме автомобиля Аньелли, в этой гонке участвует еще 9 автомобилей FIAT.

В этом же году, Джованни Аньелли выигрывает престижную гонку Giro de Italia Automobilistico, тем самым внося F.I.A.T. в список спортивных марок.

FIAT 24НР Corsa 1902 год

В 1903 в Италии были отменены таможенные пошлины на импортную сталь, что привело к быстрому росту различных производств, в том числе и бурному росту автомобильной индустрии. В стране появляется острая потребность в грузовых автомобилях, на которую F.I.A.T. откликается первым грузовиком в истории компании - FIAT 18BL. В это же время, следуя запросам рынка, F.I.A.T. начинает производство автобусов, трамваев и двигателей для самолетов и морских судов. Все большим спросом пользуются автомобили FIAT для работы в такси.

FIAT 16/20 HP 1903 год

Под каждое направление производства Аньелли создает отдельное предприятие. Будучи человеком военным, он вводит требования жесточайшей дисциплины. При этом, разделяя взгляды Маркса, директор Аньелли прилагает много усилий и средств на создание добротных условий труда и быта для рабочих F.I.A.T.

В 1902 году Джованни Аньелли становится управляющим директором и, фактически, единоличным руководителем концерна F.I.A.T.

В связи с изменением цен на сталь, претерпела существенные изменения и конструкция автомобилей - стало возможным делать раму не деревянной, а стальной. Первыми автомобилями, построенными на раме нового типа, стали FIAT 60HP выпущенные ограниченной партией и оснащенные двигателем рабочим объемом 10 литров, мощностью 60 л.с.

FIAT 60HP 1903 год

В 1904 году, один из основателей F.I.A.T., граф Карло Бискаретти ди Руффиа разработал первый фирменный знак F.I.A.T.

Эмблема FIAT 1904 год

К 1906 году F.I.A.T. производит уже 1149 автомобилей в год. В этом же году, через Миланскую фондовую биржу, концерн F.I.A.T. продает свои акции, которые выкупает Джованни Аньелли, получая статус единственного владельца компании. Изменение статуса было подчеркнуто в измененном названии – с конца 1906 года пропадают точки между буквами в названии F.I.A.T. и официальным написанием становится - FIAT.

FIAT продолжает рекламировать свои автомобили через автоспорт выставляя свои машины на гонки самого высокого уровня. Для участия в престижных гонках Gordon Bennett Cup races 1904, был построен FIAT 75HP Corsa с двигателем объемом 14 литров, позволявший разгонятся до немыслимых, на то время, 160 км/ч. Пилотировал автомобиль заводской шеф-пилот Винченцо Лянча, который несмотря на молодой возраст, уже считался одним из основоположников итальянской гоночной школы. За 10 лет, с 1900 по 1910 годы, Винченцо стартовал в 40 гонках в 18 из которых приходил к финишу первым. Но Лянча был слишком азартен для автоспорта – в каждой гонке он вел машину на пределе ее возможностей и, как говорил граф Карло Бискаретти ди Руффиа: "Лянча либо возьмет от автомобиля самое лучшее, либо что-нибудь в нем сломает".

Видимо, осознав, что карьера гонщика не складывается, в 1906 году Винченцо Лянча уходит из FIAT и создает компанию Fabbrica Automobili Lancia, которая начинает производство одноименных автомобилей - Lancia.

Винченцо Лянча (на первом плане) и FIAT 110HP Gordon Bennett Corsa 1905 год

Джованни Аньелли серьезно задумывается о расширении рынков сбыта за пределами Италии. Он отправляется в США, где изучая американский рынок знакомится с Генри Фордом. Два выдающихся автомобилестроителя нашли о чем поговорить и что сказать друг другу. Вскоре после этой поездки, в 1908 году, FIAT начал поставки автомобилей в Америку. Годом позже, в США регистрируется компания American F.I.A.T. Automobile Company и открывается сборочный завод в городе Поукипзи (Poughkeepsie), штат Нью-Йорк.

Одновременно начинаются поставки автомобилей во Францию, Великобританию, Австрию, и даже в Австралию.

В Европе же, настоящее признание пришло к FIAT после победы на Гран-При Франции 1911 года, где принимала участие специально подготовленная модель - FIAT S61 с двигателем рабочим объемом 10,5 литров. Управлял автомобилем Виктор Хемери (Victor Hemery).

FIAT S61 Grand Prix 1911 год

За десять лет существования численность сотрудников FIAT выросла до 2500 человек. Ежегодный объем производства достиг 1215 автомобилей. К своему 10-летию FIAT превратился в крупный многопрофильный концерн известный не только автомобилями. Директор Аньелли не меньшими темпами развивал смежные производства, включая производство стрелкового оружия, боеприпасов и техники военного назначения. Когда в 1911 году Италия объявила войну Турции и завоевала Ливию, FIAT заработал громадные деньги на поставках итальянской армии грузовиков, самолетов, винтовок и пулеметов.

После возвращения из США, Джованни Аньелли решил по примеру Генри Форда наладить конвейерную сборку автомобилей, как он говорил: "Двигаться вперед от кустарного производства к промышленному".

В 1912 г был запущен конвейер, на который стала модель FIAT Tipo Zero. При разработке этой модели, Аньелли решил кардинально изменить отношение к внешнему виду автомобиля, считая, что каждой марке должен быть присущ свой собственный уникальный стиль. Причем, разработкой стиля должны заниматься профессиональные художники-стилисты. С этого времени FIAT, наряду с Alfa Romeo, начал сотрудничать с кузовными ателье Локати и Торетта (Locati&Toretta), Загато (Zagato) и Туринг (Touring), заказывая у них разработку кузовов для своих серийных автомобилей.

При создании модели FIAT Tipo Zero, впервые прозвучало имя Пининфарина (Pininfarina).

По существующей легенде, для FIAT Tipo Zero было подготовлено несколько вариантов радиаторной решетки, заказанных в кузовной мастерской Stabilimenti Industriali Giovanni Farina S.A. Когда Аньелли приехал туда, чтобы сделать окончательный выбор, он встретил 17-летнего паренька, крутившегося между образцами.

- Какую же решетку мне выбрать? – спросил Аньелли.
- Эту – быстро ответил паренек.
- Почему? – поинтересовался Аньелли.
- Потому, что ее сделал я.

Аньелли страшно понравился ответ юноши и первый конвейерный FIAT был сделан по эскизам 17-летнего Джованни Батисты Фарины (Giovanni Battista Farina) по прозвищу Пинин (Pinin) – малыш.

Кто мог тогда предположить, что этот никому не известный молодой человек, младший брат владельца мастерской Stabilimenti Industriali Giovanni Farina S.A. - будущий великий маэстро и создатель всемирно известного кузовного ателье Pininfarina.

FIAT Tipo Zero 1912 год

Начавшаяся Первая мировая война дала мощнейший финансовый толчок FIAT, который поставлял для армии автомобили и продукцию военного назначения, практически, на монопольных условиях. В немалой степени этому поспособствовала женитьба Аньелли на дочери адмирала Боселли. В дополнение к финансовым потокам от военных заказов, Аньелли смог добиться для Турина статуса города, находящегося в зоне военных действий (хотя в этом регионе никаких военных действий и близко не было), что позволило FIAT получать налоговые льготы и субсидии от государства.

Уделяя большое внимание военным заказам, FIAT не переставал заниматься развитием и созданием легковых автомобилей. Несмотря на сложные условия, был полностью обновлен модельный ряд, а новые автомобили FIAT стали предлагать оснащенными, в стандартных комплектациях, аккумуляторами (впечатляющая новинка по тем временам) и новой, запатентованной концерном, карданной передачей.

Аньелли (к тому времени получивший прозвище El Senator), прекрасно понимал, что рано или поздно война закончится и у итальянцев возникнет большая потребность в простом, надежном и недорогом автомобиле. Поэтому, в 1916 году начинается строительство "автомобильного сердца FIAT" – крупнейшего в Европе автозавода Линготто (Lingotto) в Турине. Строительством руководил архитектор Джакомо Матте-Трукко (Giacomo Matte-Trucco), морской офицер по образованию. Изюминкой нового завода стал километровый испытательный гоночный трек, расположенный … на крыше пятиэтажного здания производственного комплекса. Автомобили, сошедшие с конвейера, по специальному пандусу поднимались на крышу завода, где совершали тестовый пробег.

Строительство автозавода было закончено в 1922 году и с 1923 года конвейер заработал на полную мощность.

Ко второй половине ХХ века завод стал устаревать. Окончательное решение об его остановке было принято в 1982 году. Но уникальное сооружение получило вторую жизнь – в 1989 году в стенах старого завода распахнул двери современный развлекательный комплекс, с концертными залами, театром, конференц-центром, торговыми пассажами и отелем. Часть здания отдана факультету автомобильной инженерии Политехнического университета Турина. Уникальный трек был сохранен и его можно посетить, поднявшись на крышу.

Завод Линготто Турин 1923 год

Еще в 1917 году, концерн FIAT начал осваивать новый вид деятельности – производство железнодорожного транспорта - паровозов, а в последствии, локомотивов, где компания также добивается признания и успеха.

Кроме того, FIAT не оставляет без внимания аграриев, начав разработку и выпуск тракторов. Сельскохозяйственное направление FIAT продолжает свою деятельность до настоящего времени под марками New Holland и Case, входящими в группу FIAT.

Эмблема FIAT 1921 год

В 1919 - начале 20-х годов, FIAT захлестнули забастовки, организованные коммунистами во главе с Пальмиро Тольятти. Одним из требований забастовщиков было отстранение Аньелли от руководства концерном. El Senator согласился удовлетворить их требования и покинул компанию, предоставив предприятия в полное управление забастовщикам. Под их "управлением" производство практически останавливается, на предприятиях начинается хаос. К счастью для FIAT, одновременно произошли два события: к власти в Италии пришел Муссолини, благоволивший Аньелли, и рабочие FIAT подписали письмо, в котором просили директора Аньелли вернуться. Джованни Аньелли вновь становится во главе компании.

В 1919 году, в Испании, недалеко от Барселоны, в городе Марторель начинает работать сборочный завод – испанский филиал FIAT.

В 1921 году, по состоянию здоровья, свой пост покидает Джованни Энрико, который с 1907 года отошел от конструкторской деятельности и управлял долгосрочным планированием. Техническое руководство новыми разработками концерна переходит к опытным инженерам: Карло Кавалли (Carlo Cavalli) – конструктору автомобилей FIAT с 1911 года, Транквилло Зерби (Tranquillo Zerbi) – конструктору авиамоторов и Джулио Чезаре Каппа (Giulio Cesare Сарра) – конструктору автомобильных двигателей. Под управлением нового "трио" начинаются эксперименты по разработке моторов с использованием турбокомпрессора. В результате этих работ появился 12-цилиндровый V-образный двигатель, каждый цилиндр которого имел объем 1,5 литра (суммарный рабочий объем – 18 литров). Двигатель выдавал 187 л.с. и обеспечивал максимальную скорость до 240 км/ч. Добившись такого впечатляющего результата, FIAT решил сделать заявку в "высшую лигу" выпустив в 1921 году дорогую модель - FIAT 520 Superfiat оснащенную 12-цилиндровым двигателем, но более скромного объема, чем опытный мотор. Всего 6,8 литра, и с заявленной мощностью 81 л.с.

На начало 20-х годов это был один из немногих автомобилей с 12-цилиндровым мотором. Однако, покупатели не потянулись за новой машиной. За три года (1921-1923) было заказано лишь 30 "суперфиатов".

FIAT 520 Superfiat 1921 год

Но конструкторы не опустили руки и в 1922 году был выпущен новый "большой" автомобиль FIAT 519. Правда, он был меньшего размера и скромней по техническим характеристикам. В отличии от предшественника эта модель оснащалась 6-цилиндровым двигателем рабочим объемом 4,8 литра и мощностью 40 л.с.

FIAT 519 1922 год

В 1922 году, неожиданно, получил вторую жизнь FIAT SB4 построенный еще в 1908 году для участия в кольцевых гонках. После аварии в одном из заездов на гонках в Брукландсе, когда у автомобиля под управлением Джона Даффа взорвался двигатель, машину выкупил английский гонщик и конструктор Эрнест Элдридж. На удлиненное фрагментами рамы от лондонского автобуса, шасси поврежденного автомобиля, Элдридж установил 6-цилиндровый авиационный мотор FIAT A.12 рабочим объемом 21,7 литра и мощностью 320 л.с. Потребовалось внести еще некоторые изменения в конструкцию для чего Элдридж использовал готовые узлы от авиационных двигателей или узлы собственной конструкции. Восстановление автомобиля длилось 2 года.

6 июля 1924 года, во Франции, состоялся заезд на рекорд скорости. В заезде принимали участие Эрнест Элдридж на своем восстановленном FIAT SB4 и французский гонщик Рене Томас на Delage Torpille. Томас достиг 230,64 км/ч, всего на 0,09 км/ч быстрее Элдриджа, и установил новый мировой рекорд скорости. А Элдридж, кроме поражения, получил еще и штрафные балы за отсутствие в его автомобиле задней передачи.

FIAT SB4 1922 год (Mefistofele)

Всего за неделю Элдридж доработал свой FIAT установив заднюю передачу и изменив систему управления дросселем, а уже 12 июля вывел автомобиль на старт нового рекордного заезда. Рекорд скорости, установленный Элдриджем и ставший последним рекордом на дорогах общего пользования - 234,98 км/ч. Этот заезд вызвал шквал эмоций в прессе, а французские журналисты окрестили автомобиль "дьяволом" (Mefistofele). Так, FIAT SB4 Элдриджа получил имя собственное – FIAT Mefistofele.

В 1924-1925 годах FIAT обновил свои наиболее популярные модели. На смену массовому FIAT 501 пришел FIAT 509, который кроме обычных пассажирских версий, имел варианты исполнения для такси и легкого коммерческого грузовичка. FIAT 509 - стал первой моделью FIAT имевшей двигатель с верхним расположением распределительного вала.

В сегменте дорогих автомобилей, появился новый FIAT 520 Super. Эта модель стала значимой для европейского автомобилестроения, т.к. на ней подобно американскому FORD-T, руль был перенесен на левую сторону, тем самым объявляя новую эру в развитии автомобиля и организации дорожного движения.

FIAT 520 1928 год

В развитие модели FIAT 520, в 1927 году начинается производство FIAT 521 впервые оснащенного гидравлическими тормозами.

Благодаря заводу Линготто, на котором было занято 20000 работников, к середине 20-х годов FIAT ежегодно выпускает в год около 40000 автомобилей только в Италии. Кроме этого, работают сборочные предприятия в США, Испании и России. С целью эффективного управления активами концерна, создается управляющий холдинг IFI (Istituto Finanziario Industriale), в котором до сих пор главенствуют представители семьи Аньелли.

В 30-х годах, благодаря гениальному сотрудничеству Франко Фессия (Franco Fessia) и молодого дизайнера, ставшего впоследствии одним из великих конструкторов автомобилей Данте Джакоза (Dante Giacosa), FIAT запускает в производство две модели ставшие историческими для компании. Первой, в 1932 году, увидела свет массовая, недорогая модель FIAT 508 Balilla. Свое имя FIAT 508 получил в честь молодежной фашистской организации Италии - "Balilla", тем самым указывая рыночный сегмент модели – молодежная аудитория.

FIAT 508 Balilla 1932 год

Начиная с этой модели, FIAT отказывается от заказов на изготовление кузовов для серийных моделей у кузовных ателье, запустив собственное кузовное производство.

В стандартном исполнении, автомобиль оснащался 4-цилиндровым верхнеклапанным двигателем объемом 995 см3 мощностью 25 л.с. Двигатель обеспечивал невероятные, по тем временам, показатели экономичности – 8 л/100 км, за что FIAT 508 получил прозвище Tariffa minima.

FIAT 508S 1932 год

Для любителей спорта, выпускалась спортивная версия FIAT 508S с форсированным до 35 л.с. мотором и элегантным кузовом разработанным в ателье Гиа (Ghia). Эта модификация пользовалось большим спросом у гонщиков-любителей из Италии, Франции и Великобритании. FIAT 508 Balilla оказался настолько удачным, что его производство было налажено в Германии (NSU-FIAT), в Чехии (Walter-FIAT), в Польше (Polski-FIAT 508), а во Франции, с лицензионного производства Balilla под маркой Simca 6CV начала свою деятельность автомобильная компания SIMCA созданная FIAT для выхода на французский рынок.

Радиаторную решетку FIAT 508 Balilla украшала эмблема нового дизайна.

Эмблема FIAT 1931 год

К середине 30-х годов количество автомобилей в Италии достигло того уровня, когда они начали существенно влиять на развитие инфраструктуры. По всей стране быстрыми темпами строятся новые, качественные дороги. В свою очередь, наличие дорог и транспортных коммуникаций ведет к увеличению спроса на пассажирские и коммерческие автомобили. Рост производства легковых и грузовых автомобилей привел к необходимости строительства нового автозавода. В 1936 году, FIAT начинает строительство гигантского автозавода в окрестностях Турина – Mirafiori. Завод был открыт 15 мая 1939 года и функционирует по настоящее время.

Завод Мирафиори Турин

В 1936 году появилась вторая эпохальная модель работы Фессия и Джакоза – FIAT 500 Topolino (мышонок).

Двухместный автомобиль был построен на принципиально новой конструкции кузова с использованием центральной трубчатой рамы. В лонжеронах рамы были сделаны отверстия для снижения веса. Необходимая жесткость кузова обеспечивалась только после установки на раму всех агрегатов.

Кузов FIAT 500 Topolino имел аэродинамичные обводы и независимую подвеску передних колес типа "Дюбоннэ" (Dubonnet).

Двигатель объемом 569 см3 и мощностью 13 л.с. позволял разгоняться до 85 км/ч расходуя при этом всего 6 литров на 100 км пути. Несмотря на то, что FIAT 500 Topolino был самым маленьким серийным автомобилем в мире, он стандартно оснащался гидравлическими тормозами и коробкой передач с синхронизаторами.

При проектировании автомобиля, Джакоза был вынужден решить сложную задачу – вписать агрегаты и оборудование в уже сконструированный кузов. Например, радиатор охлаждения пришлось расположить за двигателем, а не перед ним. Кроме компоновочного решения, это позволило сделать переднюю часть автомобиля покатой и обеспечить прекрасный обзор впереди автомобиля.

FIAT 500 Topolino 1936 год

В почти неизменном виде FIAT 500 Topolino выпускался с 1936 по 1955 год и разошелся тиражом в 519000 экземпляров. Считается, что с выходом Topolino, руководство FIAT приняло решение о специализации компании на создании и производстве недорогих машин, отказавшись от амбиций в премиум-классе.

Но еще одну попытку выхода в премиум FIAT все-таки предпринял, выпустив в 1938 году, перед самым началом Второй Мировой войны, роскошную модель FIAT 2800. Владельцами нового "большого" FIAT были король Италии Витторио Эмануэль III и Папа Римский.

FIAT 2800 1938 год

С началом Второй Мировой войны, предприятия FIAT переходят на выпуск военной продукции. Транспортные средства военного назначения изготавливаются на платформах гражданских автомобилей. Почувствовав в предыдущую войну вкус "военных денег", директор Аньелли зарабатывает на войне огромные средства одновременно поставляя технику как режиму Муссолини, так и движению Сопротивления.

После окончания войны, часть предприятий, принадлежавших FIAT, была разрушена бомбардировками, а часть национализирована. Джованни Аньелли за пособничество режиму был отстранен от руководства концерном и вскоре, в 1945 году, уходит из жизни.

Новым президентом FIAT, в 1946 году становится Витторио Валетта (Vittorio Valletta), который пробудет на этом посту два десятилетия и на чью долю выпадет тяжелейшая задача восстановления компании. В сложное послевоенное время, при необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ и крайне низкой покупательной способности населения, для FIAT оказалась спасительной его довоенная нацеленность на недорогой сегмент. Валетта принимает решение о возобновлении производства FIAT 500 Topolino – "мышонка", который спас FIAT.

В 1950 году на конвейер завода Мирафиори ставится первая послевоенная модель – FIAT 1400. Это был первый FIAT c несущим кузовом, который разработало ателье Pininfarina. Автомобиль оснащался базовым двигателем объемом 1,3 литра, мощностью 44 л.с. и 4-ступенчатой коробкой передач. С этим двигателем автомобиль мог разгоняться до фантастических 120 км/ч. Но кроме этого, автомобиль впервые в истории FIAT предлагался и с дизельным мотором объемом 1,9 литра.

Послевоенные FIAT 500 и 1400 стандартно оснащались системами отопления и вентиляции салона, что было в те годы большой диковинкой, особенно учитывая класс автомобилей.

Автомобили пользовались громадным спросом. Но, учитывая их небольшие размеры, была популярна шутка: Перед покупкой FIAT нужно сесть на кефирную диету.

В 1953 году производство FIAT 1400 началось в Испании, в Мартореле, на вновь созданном предприятии Sociedad ES.p.A.nola de Automoviles de Turismo (SEAT), в котором FIAT владел 7% акций.

SEAT 1400 стал первой моделью марки SEAT. Немного позже, производство FIAT 1400 было развернуто в Югославии на заводе Crvena Zastava, под маркой Zastava и в Австрии на заводе Steyr, где автомобиль комплектовали 2-литровым двигателем и продавали под маркой Steyr 2000.

SEAT 1400 1953 год

В 1955 году с главного конвейера завода Мирафиори сходит последний FIAT 500С Topolino и его место в производственной программе занимает новый бестселлер главного инженера FIAT Данте Джакоза – FIAT 600. Маленький FIAT принесший большую славу компании. Как говорили о FIAT 600 – этот автомобиль изменил лицо Италии! И, действительно, небольшой заднемоторный автомобиль длиной чуть больше трех метров и вмещавший четырех пассажиров был доступен по цене практически любой итальянской семье.

FIAT 600 1955 год

За долгую конвейерную жизнь (1955-1969) было выпущено больше 2,5 миллионов Seicento (шестисотых). Автомобиль пользовался огромным спросом по всей Европе и не только. В Германии он продавался как NSU Fiat Jagst, в Австрии – Steyr Fiat 600. Особую любовь машина снискала в Южной Америке, где аргентинцы дали ей прозвище Fifito (фиатик) и бывшей Югославии, где FIAT 600 выпускался как Zastava 750, которую называли Fiha (фи-ча). Но самый большой успех пришелся на Испанию, где SEAT 600 стал автомобильной иконой, его называли испанским чудом и ласково прозвали – Pelotilla (шарик).

FIAT 600 послужил прототипом для советского легкового микролитражного автомобиля Москвич-444, серийное производство которого было налажено на Запорожском заводе "Коммунар" под маркой ЗАЗ-965 "Запорожец". В среде советских автомобилистов ЗАЗ-965 прозвали Горбатый.

Кстати, цена на него тоже была "демократичной". По легенде, при подготовке новой машины к производству, главный конструктор ЗАЗ Владимир Стешенко решил, что новый "Запорожец" должен стоить не дороже 1000 бутылок водки по цене 1 рубль 80 коп. Таким образом, исходя из средней зарплаты в СССР начала 60-х годов, цена на "Запорожец" составляла 20 средних советских зарплат.

Москвич-444 1958 год

В 1957 году FIAT начинает производство "нового Тополино" – FIAT Nuova 500 или Cinquecento (пятисотый), ставшего первым в мире представителем класса city-car (городской автомобиль). Двухместный трехметровый автомобильчик с 2-цилиндровым двигателем воздушного охлаждения объемом 499 см3 находился на конвейере 15 лет и разошелся по миру в количестве более 3 миллионов экземпляров, принеся FIAT всемирную славу.

Кроме стандартного двухместного купе, предлагался универсал FIAT 500 Giardiniera с удлиненной на 10 см колесной базой и задним сиденьем. Для того, чтобы обеспечить подобающий универсалу вместительный багажник, двигатель, расположенный сзади, пришлось положить на бок и спрятать под пол багажника.

Cinquecento имел модификацию в виде грузового фургончика, спортивную версию подготовленную фирменным спортивным ателье Abarth и даже люксовый вариант производства компании Autobianchi.

Задержимся немного на имени Autobianchi. Часто встречается информация, что Autobianchi - дочерняя компания FIAT, но это не совсем так. В 1955 году компания по выпуску велосипедов семьи Бьянчи (Bianchi) решила заняться выпуском автомобилей. Т.к. собственных средств для начала производства не хватало, разработанный Джузеппе Бьянчи бизнес-план был представлен FIAT и производителю шин Pirelli. В результате образовалась концессия, в которой каждая из сторон имела третью часть акций. Позиционирование бренда Autobianchi было таким, что FIAT отрабатывал на его автомобилях новые решения, например, передний привод или пластиковый кузов, но цена на автомобили Autobianchi была выше, чем на аналогичные модели FIAT, несмотря на использование одних и тех же узлов, и агрегатов. Бренд Autobianchi просуществовал 40 лет, до 1995 года, когда произошло его слияние с Lancia.

Autobianchi Bianchina 1960 год

В 1961 году FIAT представляет семейство больших семейных заднеприводных автомобилей моделей 1300/1500 с 4-цилиндровым двигателем и 1800/2300 – с 6-цилиндровым мотором, сконструированных в содружестве Джакоза и бывшего главного конструктора двигателей Ferrari Аурелио Лампреди (Aurelio Lampredi). Как и положено семейным автомобилям, для них предлагались два типа кузовов: седан и универсал. А FIAT 2300 можно было купить еще и в стильном кузове купе.

FIAT 2300 1961 года

В начале 60-х годов к руководству FIAT возвращается семья Аньелли. Внуки El Senator - Джанни и Умберто возглавляют компанию, проводят ее приватизацию и вносят изменения в систему организации производства и сбыта. В 1966 году Джанни Аньелли становится президентом FIAT.

В 1966 году, на телевизионных экранах появляется захватывающий рекламный ролик: из транспортного самолета выбрасывают на парашюте необычный автомобиль, а следом за ним прыгают пять парашютистов. Оказавшись на земле и освободивши автомобиль от креплений к грузовой платформе, парашютисты размещаются в автомобиле и уезжают. Так эффектно была представлена новая модель - FIAT 124.

Разработка нового автомобиля была поручена в 1963 году Данте Джакоза с рядом серьёзных оговорок: в условиях большой модернизации завода Мирафиори и необходимости снижения затрат на подготовку новой модели, техническое задание требовало сохранения концепции FIAT 1300 с использованием его трансмиссии и подвески в сочетании с новым двигателем 124 конструкции Аурелио Лампреди. Джакоза в это время разрабатывал новую переднеприводную модель проекта 123 и считал, что предло

поделиться

Другие Новости

Разработка и поддержка ADS group